Библиоте́ка (греч. βιβλιοθήκη / bibliothēkē, от βιβλίον / biblíon «книга» и θήκη / thēkē «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).
Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным.
Основные задачи школьной библиотеки:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов
- формирование у школьников навыков независимого библиотечно-информационного пользователя
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
В школьной библиотеке имеются:
- абонемент (место, где выдают книги)
- читальный зал (если помещение библиотеки небольшое, то 2-3 стола для чтения)
- книгохранилище (отдельное или совмещённое с абонементом)
- библиотечный фонд: учебный фонд и фонд дополнительной и художественной литературы
- каталоги и картотеки (на карточках или в электронном виде)
- читательские формуляры (в бумажном и(или) в электронном виде)
- парты, стулья и школьная доска (обычно совмещена с абонементом; если школьная библиотека используется для ведения уроков)
- ТСБР (компьютеры, принтеры, ксероксы, сканеры и т.п...).
Функции школьной библиотеки:
- комплектование библиотечного фонда (обеспечение учащихся и педагогов учебной, справочной, художественной литературой на различных носителях информации)
- обработка и систематизация документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов)
- ведение справочно-поискового аппарата (каталогов, картотек и баз данных)
- информационная поддержка учебного процесса (выставки новинок, списки литературы, обзоры и пр.)
- деятельность по привлечению детей к чтению и знаниям (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: читательские конференции, библиотечные беседы, выставки литературы, выставки по отраслям знаний из интернета Online-энциклопедий и др.).
- мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки) и мероприятия по сохранности библиотечного фонда (рейды)
- ведение учётной и планово-отчётной документации (ведётся библиотечным работником: заведующим библиотекой (в большинстве случаев), библиотекарем, педагогом-библиотекарем, в зависимости от существующей в школе ставки).
|